Выявление свойств и функций объектов.
Расширить представления детей о признаках объектов: цвете, форме, размере, материале, функции.
Отработать умение описывать объект по цвету, называя значение данного признака через сравнительные характеристики (эта лягушка такая же по цвету, как весенний лист). Введение в активный словарь специфических характеристик, связанных с изменением цвета.
Отработать умение описывать объект по размеру. Учить детей сравнивать как сам объект, так и его части с эталонами.
Отрабатывать умение описывать объект по форме, ввести в активный словарь слово "бесформенный" (тот объект, который динамично меняет форму).
Отрабатывать умение описывать объект по материалу. Закрепить знания о том, что любой рукотворный объект может быть сделан из разных материалов.
Продолжать учить детей определять признаки объекта с помощью разных органов чувств и описывать словом ощущения (активный этап).
Продолжать учить детей выделять у рукотворных объектов их главное назначение (функция - это то, для чего человеком создан объект, его главное дело или помощь человеку). Учить детей самостоятельно выделять основные функции объектов рукотворного мира: перемещение в пространстве (транспорт и др.), сохранение тепла тела (одежда, обувь и др.), сохранение комфортных условий (здания, сооружения и др.), насыщение (пища и др.), сохранение информации (книга, компьютер и др.), передача информации на расстояние (телекоммуникации и др.).
Закрепить знания о том, что представители животного мира могут видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус и ощущать телом.
Выявление подсистемных связей.
Уточнить знания детей о том, что у любого объекта есть часть. Каждый объект является частью другого, более сложного объекта. Учить детей в более крупных частях находить более мелкие.
Учить детей заменять рукотворный объект по его частям.
Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус, и т.д.).
Выявление надсистемных связей.
Продолжать учить обозначать словом основные места обитания и функционирования объекта. Продолжать учить детей перемещать объект из одного места в другой и оговаривать значение этого перемещения. Учить детей проводить классификационное структурирование по основным и дополнительным признакам объекта.
Определение линии развития объекта.
Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы. Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.
Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию и эту функцию выполнял раньше старинный объект. Древний человек заметил эту функцию в мире природы и начал делать рукотворные объекты с этой функцией, постепенно улучшая изобретение.
Продолжать учить выявлять отрицательные свойства современного объекта и устранять их с помощью приемов разрешения противоречий. Учить решать прогнозные задачи по развитию рукотворного объекта трех уровней:
У имеющегося объекта улучшить какое - либо свойство. Связать этот улучшенный объект с окружением.
Заменить объект более совершенной системой, выполняющей данную функцию.
Заглянуть в далекое будущее, когда функция не будет нужна.
Выявление ресурсов объектов.
Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).
Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению, рассказывать об этом. Учить рассказывать о том, как с помощью неограниченного количества однородного объекта можно выжить в экстремальных условиях (Робинзон Крузо). Изобразительная деятельность по итогам решения творческой задачи.
Сравнение систем.
Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта между собой по 10 и более признакам: цвету, форме, размеру, материалу, частям, месту нахождения, классификационной группе, возрасту объекта, назначению, ресурсам, и т.д. Побуждать рассказывать об итогах сравнения.