"Найди героя".Учить детей определять основного положительного героя сказки.
|
Детям предлагается вспомнить знакомые сказки (3-4). Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия на протяжении всей сказки. Оценить его поступки с позиции "хорошо - плохо" и сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра.
|
Возможно использование со среднего возраста.
|
"Герои бывают разные".Учить детей определять в сказках положительных и отрицательных героев.
|
Воспитатель раздает каждому ребенку комплект фишек (темного и светлого тонов) и объясняет, что темная фишка обозначает зло или злое дело, а светлая фишка обозначает добрые дела и поступки. На доске схематично или с помощью картинок обозначены главные герои сказки. Воспитатель предлагает отгадать, с какой сказкой они сегодня будут играть. Рассказывает сказку. По ходу сюжета детям предлагается определить поступки героев (к схеме каждого героя кладется соответствующая его поступку фишка) и объяснить, на основании каких действий героя складывается его характер.С помощью фишек "добрых и злых дел" делается вывод, что в сказках есть положительные и отрицательные герои.
|
Возможно использование со среднего возраста.
|
"Старая сказка на новый лад".Учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действий.
|
Воспитатель предлагает выбрать сказку, определить героя, перечислить его характерные особенности. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного героя. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на героя. Дети придумывают новый текст сказки.
|
Возможно использование со среднего возраста.
|
"Сочиним сказку с помощью книги".Научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра.
|
Предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью какой - либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который "находит" какой - либо ребенок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге, постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку. Примерная цепочка вопросов при составлении сказки с детьми младшего возраста:1. Жил - был… кто?2. С кем он дружил…?3. Пришел злой… кто?4. Кто помог друзьям спастись?Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:1. Жил - был… кто?2. Какой он был (какое добро умел делать)?3. Пошел гулять (путешествовать, смотреть)… куда?4. Встретил злого… кого?5. Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?6. Был у нашего героя друг… кто?7. Какой он был? Как мог помочь главному герою?8. Что стало со злым героем?9. Что наши друзья стали делать?
|
Лучше взять сборник сказок с малым количеством картинок для детей более старшего возраста, чем тот, с которыми проводится игра.Младший возраст - полуактивный этап, средний возраст - активный этап, старший возраст - ведущие - сами дети. По окончании составления сказки организуется продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация.
|
"Чудесная дорожка поможет нам составить сказку".Учить детей самостоятельно подбирать сквозного героя, обозначать цель его путешествия, подбирать места происходящего и других героев, с которыми он взаимодействует. Побуждать выводить жизненное правило на основе созданного текста.
|
Педагог предлагает составить сказку с помощью "чудесной дорожки", на которую помещается выбранный герой с определенной характеристикой и целью путешествия. Подбираются места, в которые отправится основной герой. В процессе попадания героя в определенное место с ним происходят различные события. Если герой был изначально положительным, то его свойства являются помощниками в решении проблемных ситуаций, происходящих с другими героями. Если же герой был наделен отрицательными свойствами, он либо перевоспитывается, либо сам себя наказывает, либо прогоняется жителями тех мест, в которые попадает.Составление сказки завершается придумыванием названия и выведением морали.Текст сказки может быть записан схемами. К нему делаются иллюстрации или разыгрываются сценки. Текст сказки строится на основе морфологической таблицы.
|
В младшем возраста в качестве сквозного героя могут быть сами дети либо известные звери. Средний возраст - в путешествие отправляются свойства или черты характера (Капризка и Дразнилка). В старшем возрасте сквозными героями могут быть чувства человека (Любовь и Зависть).
|
"Исправлялка".Учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки.
|
Воспитатель просит послушать знакомую сказку и, если он ошибается, - исправить. Ведущий читает совершенно переделанную по героям и действиям знакомую сказку. Например, "Курочка Ряба": "Жили - были дед да внучка, и был у них бегемот, который снес шишку. Да не простую, а стеклянную! Дед кидал-кидал, внучка гладила - гладила и т.д.".Дети смеются, исправляют каждое предложение. Воспитатель по итогам чтения просит одного ребенка полностью воспроизвести "исправляльную" сказку (развитие оперативной памяти).Воспитатель называет какие - либо сказки, которые дети должны исправить самостоятельно. Придумать название сказки.
|
Продуктивная деятельность по итогам сочинения. При подготовке переделанной сказки воспитателю важно сохранить количество предложений и ту классификационную группу объекта, которую он заменяет.Возможно использование со средней группы.
|
"Составим сказку про прошлое или будущее сказочного героя".Учить детей составлять описательный тип сказки, используя логические операции системного мышления.
|
Воспитатель предлагает составить сказку про знакомого сказочного героя с помощью "чудесного экрана" (системный оператор). Базовый алгоритм создания текста с примером:1. Выбор героя (Баба Яга).2. Выбор его главного свойства (коварство).3. Описание внешнего вида и свойств героя (внешность бабы Яги и ее мысли).4. Описание места обитания или функционирования героя (устройство избушки на курьих ножках в угрюмом темном лесу).5. "Заглянуть" в прошлое героя с целью разобраться, по каким причинам герой стал таким (девочка Яга, ее жизнь в семье или детском садике, и поступки, из - за которых она осталась одна).6. "Заглянуть" в будущее с целью изменения в положительную сторону свойств героя (избушку Бабы Яги отремонтировали, посадили вокруг сад с цветниками, помыли и почистили дом и саму Бабу Ягу).7. Придумать название сказки.Продуктивная деятельность по итогам сочинения.
|
Связь с разделом № 6.В среднем возрасте - на полуактивном уровне рассматриваются герои (Волк из "Красной Шапочки", Нуф - Нуф и др.).В старшем возрасте героев дети выбирают сами и не только из знакомых сказок, но и из реальной жизни, наделяя их сказочными свойствами (сказка про мальчика, который очень любил делать модели кораблей, а Баба Яга забрала у него клей).
|
"Составим волшебную сказку".Учить детей использовать приемы типового фантазирования для создания связного текста.
|
Воспитатель предлагает вспомнить, каких Волшебников дети знают. Выбор какого - либо Волшебника. Предложить детям описать реальную ситуацию и, пригласив этого Волшебника, ее преобразовать. Базовый алгоритм составления волшебной сказки и пример:1. Делается описание какой - либо реальности (леса).2. Выбирается волшебство (Волшебник Наоборот).3. Построчно идет преобразование реальности.4. Собирается и рассказывается текст (чудесный лес, в котором все наоборот).5. Придумывается причина, почему реальность стала такой (машина времени, которая перенесла нас в лес будущего).6. Придумывается название сказки ("Лес будущего").
|
Продуктивная деятельность по итогам сочинения. Связь с разделом № 3.Возможно использование на полуактивном уровне в среднем возрасте, на активном - в старшем.
|