"Найди героя".Учить детей определять основного положительного героя сказки. Детям предлагается вспомнить знакомые сказки (3-4). Определить в каждой сказке основного положительного героя, перечислить его действия на протяжении всей сказки. Оценить его поступки с позиции "хорошо - плохо" и сделать вывод о том, что основной герой является носителем добра. Возможно использование со среднего возраста.
"Герои бывают разные".Учить детей определять в сказках положительных и отрицательных героев. Воспитатель раздает каждому ребенку комплект фишек (темного и светлого тонов) и объясняет, что темная фишка обозначает зло или злое дело, а светлая фишка обозначает добрые дела и поступки. На доске схематично или с помощью картинок обозначены главные герои сказки. Воспитатель предлагает отгадать, с какой сказкой они сегодня будут играть. Рассказывает сказку. По ходу сюжета детям предлагается определить поступки героев (к схеме каждого героя кладется соответствующая его поступку фишка) и объяснить, на основании каких действий героя складывается его характер.С помощью фишек "добрых и злых дел" делается вывод, что в сказках есть положительные и отрицательные герои. Возможно использование со среднего возраста.
"Старая сказка на новый лад".Учить детей менять свойства известного героя и выстраивать новый вариант его действий. Воспитатель предлагает выбрать сказку, определить героя, перечислить его характерные особенности. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного героя. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на героя. Дети придумывают новый текст сказки. Возможно использование со среднего возраста.
"Сочиним сказку с помощью книги".Научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра. Предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью какой - либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который "находит" какой - либо ребенок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге, постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку. Примерная цепочка вопросов при составлении сказки с детьми младшего возраста:1. Жил - был… кто?2. С кем он дружил…?3. Пришел злой… кто?4. Кто помог друзьям спастись?Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:1. Жил - был… кто?2. Какой он был (какое добро умел делать)?3. Пошел гулять (путешествовать, смотреть)… куда?4. Встретил злого… кого?5. Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?6. Был у нашего героя друг… кто?7. Какой он был? Как мог помочь главному герою?8. Что стало со злым героем?9. Что наши друзья стали делать? Лучше взять сборник сказок с малым количеством картинок для детей более старшего возраста, чем тот, с которыми проводится игра.Младший возраст - полуактивный этап, средний возраст - активный этап, старший возраст - ведущие - сами дети. По окончании составления сказки организуется продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация.
"Чудесная дорожка поможет нам составить сказку".Учить детей самостоятельно подбирать сквозного героя, обозначать цель его путешествия, подбирать места происходящего и других героев, с которыми он взаимодействует. Побуждать выводить жизненное правило на основе созданного текста. Педагог предлагает составить сказку с помощью "чудесной дорожки", на которую помещается выбранный герой с определенной характеристикой и целью путешествия. Подбираются места, в которые отправится основной герой. В процессе попадания героя в определенное место с ним происходят различные события. Если герой был изначально положительным, то его свойства являются помощниками в решении проблемных ситуаций, происходящих с другими героями. Если же герой был наделен отрицательными свойствами, он либо перевоспитывается, либо сам себя наказывает, либо прогоняется жителями тех мест, в которые попадает.Составление сказки завершается придумыванием названия и выведением морали.Текст сказки может быть записан схемами. К нему делаются иллюстрации или разыгрываются сценки. Текст сказки строится на основе морфологической таблицы. В младшем возраста в качестве сквозного героя могут быть сами дети либо известные звери. Средний возраст - в путешествие отправляются свойства или черты характера (Капризка и Дразнилка). В старшем возрасте сквозными героями могут быть чувства человека (Любовь и Зависть).
"Исправлялка".Учить детей понимать юмористические ситуации, которые получаются в результате изменения героев и их действий в знакомой сказке. Учить самостоятельно переделывать текст сказки. Воспитатель просит послушать знакомую сказку и, если он ошибается, - исправить. Ведущий читает совершенно переделанную по героям и действиям знакомую сказку. Например, "Курочка Ряба": "Жили - были дед да внучка, и был у них бегемот, который снес шишку. Да не простую, а стеклянную! Дед кидал-кидал, внучка гладила - гладила и т.д.".Дети смеются, исправляют каждое предложение. Воспитатель по итогам чтения просит одного ребенка полностью воспроизвести "исправляльную" сказку (развитие оперативной памяти).Воспитатель называет какие - либо сказки, которые дети должны исправить самостоятельно. Придумать название сказки. Продуктивная деятельность по итогам сочинения. При подготовке переделанной сказки воспитателю важно сохранить количество предложений и ту классификационную группу объекта, которую он заменяет.Возможно использование со средней группы.
"Составим сказку про прошлое или будущее сказочного героя".Учить детей составлять описательный тип сказки, используя логические операции системного мышления. Воспитатель предлагает составить сказку про знакомого сказочного героя с помощью "чудесного экрана" (системный оператор). Базовый алгоритм создания текста с примером:1. Выбор героя (Баба Яга).2. Выбор его главного свойства (коварство).3. Описание внешнего вида и свойств героя (внешность бабы Яги и ее мысли).4. Описание места обитания или функционирования героя (устройство избушки на курьих ножках в угрюмом темном лесу).5. "Заглянуть" в прошлое героя с целью разобраться, по каким причинам герой стал таким (девочка Яга, ее жизнь в семье или детском садике, и поступки, из - за которых она осталась одна).6. "Заглянуть" в будущее с целью изменения в положительную сторону свойств героя (избушку Бабы Яги отремонтировали, посадили вокруг сад с цветниками, помыли и почистили дом и саму Бабу Ягу).7. Придумать название сказки.Продуктивная деятельность по итогам сочинения. Связь с разделом № 6.В среднем возрасте - на полуактивном уровне рассматриваются герои (Волк из "Красной Шапочки", Нуф - Нуф и др.).В старшем возрасте героев дети выбирают сами и не только из знакомых сказок, но и из реальной жизни, наделяя их сказочными свойствами (сказка про мальчика, который очень любил делать модели кораблей, а Баба Яга забрала у него клей).
"Составим волшебную сказку".Учить детей использовать приемы типового фантазирования для создания связного текста. Воспитатель предлагает вспомнить, каких Волшебников дети знают. Выбор какого - либо Волшебника. Предложить детям описать реальную ситуацию и, пригласив этого Волшебника, ее преобразовать. Базовый алгоритм составления волшебной сказки и пример:1. Делается описание какой - либо реальности (леса).2. Выбирается волшебство (Волшебник Наоборот).3. Построчно идет преобразование реальности.4. Собирается и рассказывается текст (чудесный лес, в котором все наоборот).5. Придумывается причина, почему реальность стала такой (машина времени, которая перенесла нас в лес будущего).6. Придумывается название сказки ("Лес будущего"). Продуктивная деятельность по итогам сочинения. Связь с разделом № 3.Возможно использование на полуактивном уровне в среднем возрасте, на активном - в старшем.




Hosted by uCoz