ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОБЪЕКТОВ
"Что умеет делать?".Учить определять взаимосвязи между основной и дополнительными функциями объектов. Ведущий называет объект (его можно показать или загадать с помощью игры "Да - нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект. Задание выполняется с детьми среднего и старшего возраста вместе с заданиями из раздела "Типовые приемы фантазирования".
"Дразнилка".Учить детей самостоятельно определять функцию объектов рукотворного и природного мира. Ведущий обозначает объект, дети называют его функцию, и с помощью суффиксов -лка, -чк, -ще поддразнивают объект. Проводится с детьми среднего и старшего возраста как часть занятия по развитию речи.
"Рыболов".Упражнять в классификации представителей животного мира. Воспитатель обозначает "озеро" (скакалкой) и "дом", где живут "рыболовы" (охотники). Ребенок выходит из "дома" и говорит слова: "Я иду на рыбалку и поймаю карася" - делает шаг вперед к "озеру". Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к "озеру". Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до "озера". Аналогично проводится игра "Охотник", "Птицелов" (обозначается "лес"). Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
"Рыбы - птицы - звери".Упражнять в классификации объектов живой природы. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово "птица". Ребенок, поймав мяч, должен подобрать объект, относящийся к данной классификационной группе. Аналогично проводится игра с другими классификационными понятиями. Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
"Найди друзей".Упражнять в классификации предметов рукотворного мира. Называется предмет, например "пылесос". Дети подбирают предметы, образуя свои классификационные группы, объединенные одним общим качеством. (Например: фен, кофемолка - "бытовые приборы"; или веник, щетка, метла - помогающие в уборке предметы). Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
"Кто или что это дело может сделать лучше?".Учить детей находить объекты рукотворного мира, которые могли бы заменить какой - либо объект по его основной функции. Воспитатель называет рукотворный объект (занавеска), просит детей назвать, чем помогает человеку этот объект (занавеска защищает комнату от солнца). Идет обсуждение на предмет того, какой еще рукотворный объект может выполнить это дело лучше (жалюзи, тонированное стекло и т.д.). Проводится со среднего возраста.
"Назови одним словом".Учить детей называть предметы одного рода обобщающим словом. Воспитатель называет несколько предметов одного рода, дети называют их обобщающим словом. Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
"Природный мир бывает разный".Закрепить понятие живой и неживой природы. Учить классифицировать по принципу: живое, неживое. Детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, поместив их в соответствующий сектор "модели мира" (часть круга, обозначающая природный мир, делится на два сектора: живую и неживую природу). Проводится со среднего возраста. Связано с заданиями из раздела № 4.
"Четвертый лишний".Упражнять в умении классифицировать объекты по какому - либо признаку. Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида (например: стул, стол, шифоньер) и одну картинку другого вида (телефон). Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему. Проводится со среднего возраста. Связано с заданиями из раздела № 4.
"Возьми меня с собой".Учить самостоятельно выделять признак объекта и объединять объекты в группы по данному признаку. Воспитатель называет какой - либо предмет из задуманной им классификационной группы, не обозначая ее. Детям предлагается перечислить предметы данного вида. Например: "Я беру с собой ботинки, - и передает ребенку картинку с изображением предмета. Ребенок понимает, что должен выбрать предметы определенного вида, и называет свой вариант. Через 3 - 4 ответа воспитатель повторяет ответы детей, чтобы не было повторов. В конце игры делается вывод: мы сегодня брали с собой предметы обуви; в коллективном обсуждении выясняется, какие из названных предметов к данной классификационной группе не относятся. Проводится со среднего возраста. Связано с заданиями из раздела № 4. Усложнение в старшем возрасте - ведущим может быть ребенок.
"Из чего это сделано?".Учить классифицировать предметы по материалу. Для игры используют два обруча и несколько предметов, изготовленных из двух разных материалов, например, пластмассы и железа. Воспитатель предлагает детям в один обруч поместить предметы, сделанные из железа, в другой - предметы, сделанные из пластмассы. Проводится со среднего возраста. Усложнение - объекты, сделанные из нескольких материалов.
"Положи на место".Учить определять принадлежность единичных предметов к определенному классу. Детям предлагается набор - большое количество - карточек с изображением конкретных предметов - продуктов, одежды, посуды и т.д. Можно предложить реальные предметы. На других столах расположены карточки или коробки с карточками на лицевой стороне, обозначающие местонахождение предметов: холодильник, шкаф для одежды, кухонный шкаф, сумка и т.д. Дети должны разложить картинки или реальные предметы в нужные коробки Проводится со среднего возраста. Усложнение: дети объясняют необычное местонахождение объекта.
"Назови предмет".Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия. Один из детей становится ведущим. Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга, в руках у него мяч. Ведущий бросает мяч любому ребенку и называет способ действия предмета (например: он умеет летать). Ребенок, поймавший мяч, называет предмет (самолет). Назвавший предмет бросает мяч следующему участнику. Дети следят за правильностью ответов. Проводится со среднего возраста. Усложнение: ведущий - ребенок.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ
"Кто больше?".Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус и т.д.). Воспитатель называет основные составляющие технического объекта, а дети должны назвать как можно больше объектов, имеющих эти составляющие. Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
"Конструкторы".Учить детей находить основные части у объектов технического мира (энергия, мотор, система управления, корпус и т.д.). Воспитатель называет технический объект, а дети должны выбрать составляющие, необходимые для жизнедеятельности данного объекта. Дети могут самостоятельно выбирать необходимые составляющие, конструируя новый (фантастический) технический объект. Проводится с детьми среднего и старшего возраста.
"Лифт".Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и, в то же время, является частью другой, более сложной системы. Педагог называет какой - либо объект (дерево). Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). Затем ведущий называет предмет задает вопрос: "Частью чего является дерево?" (движутся на лифте вверх). Дети должны усвоить, что каждый объект является частью другого, более сложного объекта. Проводится с детьми среднего и старшего возраста. Усложнение: ведущий - ребенок.
"Замени часть".Учить детей заменять рукотворный объект по его частям, представлять и описывать линию развития нового объекта. Воспитатель предлагает рассмотреть два объекта рукотворного мира, дети определяют их функции, выделяют составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у этих двух объектов. Побуждать к объяснению новых функций объектов с точки зрения "хорошо - плохо". Проводится в среднем и старшем возрасте.
"Собери предмет".Побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой - либо части делает невозможным использование предмета. Дети распределяют между собой картинки с изображением предметов рукотворного мира с недостающими деталями. Картинки с изображением деталей раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети находят недостающую деталь и дополняют ею предмет. Побеждает тот, кто первым найдет все недостающие детали. Проводится в среднем и старшем возрасте.
"Собери велосипед".Побуждать детей к нахождению недостающих деталей и пониманию, что отсутствие какой - либо части делает невозможным использование предмета. У детей заболела кукла Ася. Они решили позвонить доктору Айболиту, но не могут дозвониться. Затем обнаружили, что трубка не соединена проводом с телефонным аппаратом. Решили ехать за доктором на велосипеде, а он оказался разобранным. Его нужно собрать. Кто быстрее соберет велосипед, тот поедет за доктором. Дети собирают велосипед. Проводится в среднем и старшем возрасте.
"Дорисуй, что я задумал".Побуждать детей узнавать отдельные детали предмета и по ним создавать изображение всего предмета. Воспитатель предлагает задумать предмет и нарисовать только его часть, а товарища попросить закончить рисунок. Проводится в среднем и старшем возрасте.
ВЫЯВЛЕНИЕ НАДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ
"Найди друзей".Учить детей объединять объекты в группы по определенному признаку (функция, качества, местонахождение). Педагог называет объект, выделяет функцию, а дети перечисляют, кто (что) выполняет эту функцию. После перечисления всех объектов дети дают название образовавшейся группе. Аналогично можно играть, выделяя какой - либо признак по усмотрению ведущего (например: "Назовите предметы такого же цвета", "Я называю веник, он находится в доме. Перечислите предметы, которые там можно увидеть". Проводится в среднем и старшем дошкольном возрасте.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА
"Найди друзей".Продолжать учить детей замечать, что современный рукотворный объект выполняет определенную функцию, и эту функцию выполнял раньше старинный объект. Педагог называет объект, дети обговаривают его функцию. Затем называются старинные предметы, выполнявшие эту же функцию. Проводится в среднем и старшем возрасте.
"Подарок маме".Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта. Воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию. Проводится со среднего возраста.
"Что было - что будет".Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи. Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья - пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую - либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки. Проводится со среднего возраста.
"Из прошлого в будущее".Ориентировать детей в эволюции современных предметов рукотворного мира. Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребенок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался. Проводится со среднего возраста.
"Человек + Природа = Удивительные вещи".Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам). Воспитатель вместе с детьми делит все картинки на картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между участниками игры. Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает с предметом природного мира (например: ласточка - самолет, жираф - подъемный кран, петух - часы). Игра заканчивается после нахождения всех предметов. Проводится со среднего возраста.
"Что на что похоже?".Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (и в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам (и в этом их различие). Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой - птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета - крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица - живая, самолет - неодушевленный предмет) Проводится со среднего возраста.
ВЫЯВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ОБЪЕКТОВ
"Фантазеры".Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах) Воспитатель называет объект, детям дается задание: "Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению". Следует поощрять описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений. Проводится со среднего возраста.
"Необыкновенный слон".Закрепить представление детей о полифункциональности ресурсов объекта. Воспитатель рассказывает историю о игрушечном слоне, который всем помогал, пользуясь большими ушами, длинным хоботом (прятал от дождя, поливал цветы). Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать, как еще можно было бы использовать живого и игрушечного слона. Проводится со среднего возраста.
СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ
"Кто больше назовет?".Учить детей, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия. Сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий. Детям предлагается найти общее в парах предметов, принадлежащих к одной классификационной группе. Для развития фонематического слуха и звукового анализа можно предложить найти отличия или похожесть следующих слов: печь, течь, речь; кошка, книга, крыша и т.д. Проводится со среднего возраста.
"Кто больше?".Учить детей самостоятельно сравнивать два объекта между собой. Выбирается по паре объектов из рукотворного, природного и сказочного мира. Каждой команде предлагается перечислить как можно больше общих признаков в каждой паре. Затем пары могут составиться заново (рукотворный - природный, природный - сказочный и т.д.). Проводится со среднего возраста.
"Цепочка слов".Учить сравнивать признаки совершенно разных предметов и явлений, опираясь на зрительный образ, на собственные ассоциации и представления. Воспитатель предлагает детям карточку с изображением или произносит слово, обозначающее предмет или явление. Дети называют признаки этого предмета, явления. Из названных детьми признаков выбирается наиболее яркое или то, которое нужно для продолжения цепочки по теме (тема - "Игрушки"; какой у нас мишка - большой, пушистый, коричневый; что еще есть коричневое - собачка, колеса у машины; а машина какая - железная, цветная и т.д.). Проводится со среднего возраста.
"Пирог для великана".Учить детей соотносить предметы по заданным параметрам, использовать ресурсы. Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец). Проводится со среднего возраста.
"Цирк зверей".Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциациям. Воспитывать умение видеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации, определяя различия и сходства с реальным объектом. Воспитатель показывает детям цирк: на круглый лист бумаги (арену) выходят "артисты" цирка (геометрические формы: кубики, кирпичики, цилиндры и т.д.). Детям предлагается догадаться, кто это, какой номер он будет выполнять и найти на ощупь пригласительный билет каждого "артиста" (карточки, на которые приклеены геометрические фигуры: круг, квадрат и т.д. из бархатной бумаги или драпа). Далее игра разворачивается как самостоятельная художественная деятельность. Проводится со среднего возраста.




Hosted by uCoz