"Перевертыш".Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо - плохо.
|
Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в "хорошо", третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.
|
Проводится со среднего возраста. В старшем возрасте ведущим может быть ребенок.
|
"Помирим гномов".Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий.
|
Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно (разделение в пространстве, дробление, во времени, и т.д.).
|
Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
|
"Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что - другим?".Учить детей объяснять наличие противоположных свойств у объекта.
|
Воспитатель показывает картинку (утюг) и просит детей сказать, почему утюг должен быть и горячим, и холодным; кто или что требует этого (горячим он должен быть для белья; холодным для руки).
|
Проводится со старшего возраста.
|
"Хорошо - плохо дружит с много-мало".Продолжать учить детей находить взаимосвязи и причинно - следственные отношения объектов на основе перехода количественных изменений в качественные.
|
Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме - не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить свое дело в полной мере.
|
Проводится в старшем дошкольном возрасте.
|
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем".Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много - мало", "цена - стоимость".
|
Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести.
|
Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно - этические темы.
|
"Что произойдет?".Учить детей формулировать причины и выводить следствие
|
Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?"), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему (например, природа, сказки и т.д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики.
|
Проводится со старшего возраста.
|
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?".Обучать детей формулированию физических противоречий.
|
Ведущий выбирает объект, к которому можно предъявить претензию (мост - низкий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, потому что его таким построили, и мост должен быть высоким, потому что под ним должны проходить корабли).
|
Проводится со старшего возраста.
|
"Разреши проблему".Учить детей самостоятельно разрешать противоречия.
|
Педагог предлагает сказку, дети выбирают из нее проблемную ситуацию, формулируют противоречие и предлагают варианты его разрешения.
|
Проводится со старшего возраста.
|