"Перевертыш".Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо - плохо. Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в "хорошо", третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается. Проводится со среднего возраста. В старшем возрасте ведущим может быть ребенок.
"Помирим гномов".Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно (разделение в пространстве, дробление, во времени, и т.д.). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
"Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что - другим?".Учить детей объяснять наличие противоположных свойств у объекта. Воспитатель показывает картинку (утюг) и просит детей сказать, почему утюг должен быть и горячим, и холодным; кто или что требует этого (горячим он должен быть для белья; холодным для руки). Проводится со старшего возраста.
"Хорошо - плохо дружит с много-мало".Продолжать учить детей находить взаимосвязи и причинно - следственные отношения объектов на основе перехода количественных изменений в качественные. Педагог предлагает детям обсудить тот или иной объект материального мира с точки зрения количества и выполнения им своей основной функции (увеличение или уменьшение количества приводит к невозможности выполнения функции объекта). Например: тысяча пылесосов в доме - не хватит электричества и ковров; тысяча пылесосов на весь мир тоже не смогут выполнить свое дело в полной мере. Проводится в старшем дошкольном возрасте.
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем".Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много - мало", "цена - стоимость". Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно - этические темы.
"Что произойдет?".Учить детей формулировать причины и выводить следствие Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?"), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему (например, природа, сказки и т.д.), и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. Проводится со старшего возраста.
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?".Обучать детей формулированию физических противоречий. Ведущий выбирает объект, к которому можно предъявить претензию (мост - низкий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, потому что его таким построили, и мост должен быть высоким, потому что под ним должны проходить корабли). Проводится со старшего возраста.
"Разреши проблему".Учить детей самостоятельно разрешать противоречия. Педагог предлагает сказку, дети выбирают из нее проблемную ситуацию, формулируют противоречие и предлагают варианты его разрешения. Проводится со старшего возраста.




Hosted by uCoz