"Кто внимательный?"
Закрепить представления о принципах действия приемов ТФ.
Воспитатель показывает картинки с изображением объектов с явно выраженными признаками "действия Волшебников" (Большого и Маленького размеров; Оживления - Окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематичное изображение Волшебника, например, Великана, должны встать (или поднять руки вверх), а, увидев схематичное изображение Волшебника Крохи, - присесть (опустить руки вниз).Один и тот же Волшебник может быть изображен по - разному (схемой, рисунком, лепка или просто объявлен по имени). Символы Волшебников создаются воспитателем совместно с детьми.
"Волшебные предметы и их хозяева".
Учить анализировать знакомый сказочный предмет, находить в нем волшебные свойства. Побуждать детей к объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем.
Воспитатель предлагает набор картинок с изображением волшебных предметов (черный плащ, волшебная палочка, ступа и т.д.). Детям необходимо выбрать картинки, соответствующие тому или иному сказочному персонажу. Усложнения игры:Превращения в сказочного персонажа и показ действиями его образа.Представление возможных волшебных преобразований окружающего мира.Изобразительная деятельность: рисование волшебного предмета и его хозяина. Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Фантастический рассказ".
Учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.
В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их измененный образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку (фантастический рассказ), учитывая произведенные в сказочном герое изменения.Один из вариантов усложнения - волшебный объект есть у героя, но из другой сказки (у девочки Жени из сказки "Цветик - семицветик" появилась летающая ступа от Бабы Яги). Изобразительная деятельность по мотивам созданного фантастического рассказа.
"Путешествие в сказки и объяснение волшебства".
Учить анализировать известные детям сказки с точки зрения какого - либо приема типового фантазирования.
Воспитатель предлагает вспомнить сказочных героев. В процессе обсуждения дети выясняют, какой волшебник произвел изменение и что изменилось: сам объект, его части, надсистема или какое - либо другое свойство. С помощью трех колец Луллия предложить детям собрать героя, его волшебство и типовой прием фантазирования.
"Мы - великаны (крохи)".
Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера.
Детям предлагается превратиться в великанов, а затем обсуждается, какие предметы их окружают, как гулять, где жить, хорошо ли путешествовать (аналогично проводится игра с уменьшением героев).По итогам обсуждения возможна не только изобразительная деятельность, но и составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра "Хорошо - плохо". Изобразительная деятельность: рисование или лепка объектов, измененных по размеру.
"Что стало большим, что стало маленьким".
Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебников изменения размера.
Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно (огромные пуговицы и маленькое пальто). Дети должны увидеть неточности и исправить их.По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом, например: как действовать с маленьким пальто, у которого большие пуговицы. Игра "Хорошо - плохо". Изобразительная деятельность: рисование или лепка объектов, измененных по размеру.
"Какого Волшебника ты должен пригласить".
Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.
Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т.д.).Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера. Изобразительная деятельность по итогам решения творческой задачи.
"Помечтаем?".
Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне "хорошо - плохо".
Дети произносят фразы типа "Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике", "Я хотел бы стать большим, чтобы…".Оценка преобразования на уровне "хорошо - плохо". Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Загадай загадку".
Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта - понятие относительное.
Дети составляют загадки, используя опоры: "Он выше, чем…, но ниже, чем…", "Он шире, чем…, но уже, чем…" и т.д. Ведущими могут быть сами дети.
"Мы - Волшебники Увеличения - Уменьшения".
Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.
Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения - уменьшения, например: "Я хочу, чтобы мой Волшебник увеличения коснулся рыбки в аквариуме". Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем. Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Измени по размеру часть".
Учить самостоятельно преобразовывать части объекта по размеру, решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения величины части объекта.
Ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения - уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность (как человеку спать, если у него станут огромными уши). Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Что делать?".
Учить использовать прием увеличения - уменьшения с целью изменения надсистемы, решать проблемные ситуации.
Воспитатель предлагает ситуацию: "Волшебник Уменьшения изменил место, где обычно лежат (или рисуют) карандаши. Что изменит свой размер?" (изменение размера уголка изобразительной деятельности). Обсуждение проблемных ситуаций, возникших при данном преобразовании. Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Путаница".
Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера.
Детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры (малюсенькая кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла репка маленькая - премаленькая). Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Волшебник Дробления - Объединения проводит чудесные преобразования".
Учить определять части и целое у объекта и менять их местами.
Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка - сам объект, а у нее есть часть - сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект - лепесток, на котором находится цветок. Игра "Хорошо - плохо".Объявить детям, что такие преобразования делает Волшебник Дробления - объединения. Проводится в старшем дошкольном возрасте с последующей изобразительной деятельностью.
"Подарки Волшебника Дробления - Объединения".
Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого - либо свойства.
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления - Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать.В качестве усложнения можно предложить детям вспомнить, какие свойства были подарены Волшебником Дробления - Объединения сказочным персонажам. Изобразительная деятельность детей.
"Потеря части или свойства".
Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.
Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется "потеря". Дети обсуждают, что будет происходить, если, например, ступа Бабы Яги потеряет дно, а Соловей - разбойник - свист. Рекомендуется использовать рукотворные объекты или сказочные образы.
"Мастерская поделок".
Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.
Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.В младшей группе вместо природного материала воспитатель может предложить части сломанных игрушек. Скрепление идет пластилином. Используется во всех возрастных группах.
"Завод игрушек".
Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов
Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления - объединения).Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. Например: Лошарик - лошадка из шариков; Кубарик - человечек из кубиков. Объединение с методом "Робинзон Крузо", см. раздел "Ресурсы".
"Мы - Волшебники Объединения".
Учить самостоятельно преобразовывать объект с помощью приема дробления - объединения и объяснять практическое применение созданного объекта.
Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема дробления - объединения, например: "Я хочу, чтобы мой Волшебник Дробления коснулся паровозика". Далее ребенок объясняет, что произошло (объект делится на части), хорошо это или плохо для объекта. Затем приглашается волшебник объединения, который может связать между собой части объекта или объединить несовместимые части (колеса поставили на трубу). Выясняется возможность практического применения измененного объекта. Изобразительная деятельность по итогам фантазирования.
"Замри - отомри".
Закрепить представления о многообразии мира, о том, что есть объекты подвижные и статичные.
Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления - Окаменения. Составление связных текстов по итогам фантазирования.
"Мы - Волшебники Оживления - Окаменения".
Учить самостоятельно преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления - Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения.
Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования (живой стол), дети решают проблемные ситуации (как рисовать на бегающем столе и т.д.). Изобразительная деятельность или составление фантастических рассказов по итогам преобразования.
"На что похоже?".
Учить детей находить похожие по внешнему виду объекты, но разные по признаку динамичности - статичности.
Воспитатель предлагает найти в реальном мире объекты, похожие внешне, но разные по степени проявления признаков статичности и динамичности. Например: камень и черепаха. Предложить детям пригласить Волшебников Оживления - Окаменения и поменять местами эти свойства. Получается движущийся камень или заснувшая, неподвижная черепаха. Предложить детям по итогам фантазирования создать образы с помощью театральной техники (мимика, пантомимика).
"Позови джина".
Учить находить в сказках примеры универсализации - специализации волшебства. Изобретать волшебные предметы специального и универсального характера, составлять истории на основе использования данного приема.
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых были предметы, умеющие делать все (волшебная палочка, цветик - семицветик и т.д.), обсудить, что и они имели ограничения (перечислить, какие). Далее дети называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющие какое - то одно дело (сапоги - скороходы, скатерть - самобранка и т.д.). Обсудить, как можно было бы расширить их возможности. Придумать свои волшебные предметы и сочинить об этом историю.
"В гостях у Волшебника перепутывания времени".
Продолжать учить определять основное назначение каждого временного отрезка жизни объектов. Находить выход из парадоксальных ситуаций.
Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др.). Дети определяют функцию, основное назначение каждого периода жизни у изображенных объектов и обозначают схематично под каждой карточкой. Волшебник перепутывания времени меняет местами картинки. Дети должны объяснить, каким образом в данной ситуации функция каждого возраста будет выполняться (бабушка учится в школе, младенец водит машину).
"Что сначала, что потом".
Продолжать учить определять линию развития объектов рукотворного и природного мира, формировать представление об однонаправленности времени.
Ведущий предлагает картинки, на которых изображен объект в различные моменты жизни (младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, пожилая женщина, бабушка; семечка, росток, побег, бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель и др.). Детям дается задание: разложить по порядку карточки, чтобы они соответствовали жизненному циклу выбранного объекта. Используется в младшей группе с картинками. В старшей группе - по памяти.
"Найди ошибку".
Продолжать учить определять линию развития объектов рукотворного и природного мира, формировать представление об однонаправленности времени.
Ведущий (ребенок) раскладывает карточки с изображением различных периодов жизни объекта, нарочно допуская ошибку. Играющие должны выложить правильно и обозначить словом каждую карточку. Используется в младшей группе с картинками. В старшей группе - по памяти.
"В гостях у Волшебника быстрых минут (Волшебник замедления)".
Учить представлять результаты ускорения процессов, протекающих как в самом объекте, так и в его окружении. Находить выход из проблемных ситуаций.
В гости к детям пришел Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится (у всех один день, а в групповой комнате - 10 лет) или замедлится (у всех это - один день, а групповой комнате прошло всего 10 минут). Дети описывают, что произойдет с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе (цветы, мебель, книги), что будут делать родители в такой ситуации и т.д. Усложнения игры - приглашение Волшебника замедления.
"Зеркало времени".
Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов "перемещения".
Воспитатель предлагает детям заглянуть в "Зеркало времени". Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него "смотрится". Детям предлагается представить какую - либо сюжетную сценку по типу: "Я и моя семья через 20 лет", "Я - пожилой человек", "Что бы я изменил во вчерашнем конфликте с другом". Используется во всех возрастных группах как самостоятельное упражнение или как часть занятия.
"Машина времени".
Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов "перемещения".
Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в прошлое или будущее Земли с помощью Машины времени. Например: всю группу детей Машина времени переместила в прошлое, когда еще человека не было, а были разные необыкновенные растения и животные. Дети обсуждают "увиденное", высказывают предположения о том, как вести себя в данной ситуации современным детям, как избежать опасных ситуаций. Используется во всех возрастных группах как самостоятельное упражнение или как часть занятия.
"Создадим новую сказку".
Побуждать детей самостоятельно создавать тексты сказок или историй с Волшебниками Времени.
Познакомив детей с возможностями всех Волшебников Времени, воспитатель предлагает детям выбрать сказку и пригласить какого-либо Волшебника времени или нескольких (по желанию детей) и придумать новый сюжет знакомой сказки. Вариант: дети выбирают героев из разных сказок или придумывают собственных и сочиняют сказку, используя прием того или иного временного преобразования.


Hosted by uCoz