Игры с "подзорной трубой".Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому - либо признаку, выявление главных объектов).
|
Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Кружок, в котором живет…".Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому - либо признаку, выявление главных объектов).
|
Воспитатель предлагает детям назвать, кто "живет" в кружочке, обозначенном на чистом листе бумаги (50 х 30 см), и его засхематизировать. Игровое правило: в кружке должен быть только один объект. Результат: нарисованные на листе бумаги основные объекты - схемы.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Подбери такое же по цвету".Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков.
|
Воспитатель предлагает детям назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки "Как…" или "Но не …", которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).
|
Проводится с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей самостоятельно ищут заданные признаки, производят сравнения, составляют загадки.
|
"Сравни по форме".Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков.
|
Воспитатель предлагает детям назвать форму объектов или их частей на картине и найти данную форму в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки "Как…" или "Но не …", которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).
|
Проводится с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей самостоятельно ищут заданные признаки, производят сравнения, составляют загадки.
|
"Сравни по материалу".Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков.
|
Детям предлагается назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине, и найти предметы, сделанные из такого же материала в окружающей среде. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки "Как…" или "Но не …",, которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).
|
Проводится с младшей группы на полуактивном этапе. Средняя и старшая группы детей самостоятельно ищут заданные признаки, производят сравнения, составляют загадки.
|
"Угадай, кто прячется в домике".Учить детей по представленному фрагменту угадывать объект, развивать внимательность при рассматривании картины.
|
Ведущий показывает в окно картонного домика какую - либо часть "загадочного жильца". Демонстрировать необходимо так, чтобы узнать его было не просто. Задача детей - угадать объект.
|
Проводится с младшего возраста.
|
"Ожившие предметы".Учить наделять живые предметы, рассматриваемые на картине, человеческими чувствами, мыслями, поступками.
|
Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается картина "Собака со щенками"; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Скажи по - другому".Учить подбирать к загаданным объектам слова - синонимы.
|
Ведущий предлагает выбрать объект на картине для игры. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). Например: будка - конура, собачий дом, жилище для собачьей семьи.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Было - не было".Учить подбирать глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени к предложенному.
|
Воспитатель называет объект, дети дают ему глагольную характеристику (собака спит). Воспитатель предлагает ситуации в соответствии с содержанием картины, обсуждение которых требует от детей изменения глагольной характеристики по времени. Например: "Что делала собака ночью (собака спала), что она будет делать утром (собака будет спать)".
|
Проводится с младшей группы.
|
Серия игр "Придумай рифму".Упражнять детей в подборе слов с одинаковым окончанием.
|
Воспитатель предлагает подобрать слова, сходные по звучанию:- существительные с одинаковым окончанием (краска, маска, сказка, ласка);- слова, обозначающие действие (горел, сопел, глядел);- слова, обозначающие признаки объекта (желанное, жеманное, стеклянное, оловянное);- слова, обозначающие эмоциональное отношение к объекту (грустно - скучно, радостный - сладостный). Связь с разделом № 2.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Ищу друзей".Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине.
|
Воспитатель предлагает детям найти "друзей (недругов)" к конкретному объекту, пользуясь листом с обозначенными моделями объектов. Ребенок не должен повторять ответы других детей, отвечать развернуто и доказательно. Воспитатель проводит линии, соединяющие между собой объекты, если ребенок объяснил, почему эти объекты связаны.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Живые картинки".Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
|
Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта."Живая картинка" предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5 - 7 секунд после построения всех детей - объектов на ковре.
|
Проводится на полуактивном уровне с младшей группы. В старшей группе дети самостоятельно строят "Живые картинки" по сюжету.
|
К нам пришел волшебник "Я только слышу".Учить представлять возможные звуки, передавать свои представления в законченном рассказе.
|
Дети сосредоточены на объектах картины. Воспитатель предлагает заняться поиском предполагаемых звуков и слов, имитация их. Игровые правила: представить звуки, издаваемые объектами на картине, и составить связный рассказ на тему: "Я только слышу звуки на этой картине".
|
Проводится с младшей группы.
|
"Кто о чем говорит?".Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
|
Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему "О чем говорят объекты".
|
Проводится с младшей группы.
|
К нам пришел волшебник "Я ощущаю лицом и руками".Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их специфические признаки. Обозначать словами эти признаки и составлять законченный рассказ.
|
Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с ними и составить описательный рассказ. Игровые правила: представить ощущения, возникшие от предполагаемого касания руками или лицом объектов на картине; составить рассказ на тему: "Я ощущаю лицом и руками".
|
На пассивном уровне возможно в младшем возрасте, полуактивный - средний возраст, активный - старший возраст.
|
К нам пришел волшебник "Я пробую на вкус".Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображенных на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
|
Дети сосредоточены на объектах картины с точки зрения способов и продуктов их питания. Воспитатель предлагает подыскать слова, обозначающие отношения к продуктам питания данного объекта (любит - не любит, вкусно - невкусно, сытый - голодный) и разных способов питания (способы питания растительного и животного мира различны). Игровые правила: разделить имеющиеся объекты на растительный и животный мир; объяснить, кто, как и чем питается.
|
Проводится с младшей группы.
|
"Что было, что будет?".Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ.
|
Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на машине перемещения во времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.
|
На полуактивном уровне возможно в младшей группе.
|
"Кто какой?".Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.
|
Воспитатель предлагает детям выбрать героя на картине (или его часть) и дать ему образную характеристику, наделяя его человеческими свойствами и эмоциональным состоянием.
|
Проводится с младшего возраста.
|
"Превращения".Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.
|
Воспитатель предлагает детям выбрать какой - либо объект на картине или его часть. И на основе образных специфических характеристик изобразить с помощью мимики, пантомимы, характерных звуков.
|
Проводится с младшего возраста.
|
"Радиотеатр".Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.
|
Дети выбирают объект и, на основе образной характеристики, описывают происходящее на картине с точки зрения выбранного объекта и его эмоционального состояния.
|
Проводится с младшего возраста.
|