"Если бы у меня…". Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения - уменьшения степени проявления. | Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого - либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета. | Задание рекомендуется проводить в старшем дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность по итогам фантазирования. |
"Волшебник Дробления - Объединения проводит чудесные преобразования". Учить определять части и целое у объекта и менять их местами. | Воспитатель предлагает рассмотреть знакомый объект по частям и заменить часть объекта, а объект частью; например: телевизор имеет экран, кнопки и ножки; теперь кнопка - сам объект, а у нее есть часть - сам телевизор. Или: у цветка есть стебель, серединка, лепестки. Теперь объект - лепесток, на котором находится цветок. Игра "Хорошо - плохо".Объявить детям, что такие преобразования делает Волшебник Дробления - объединения. | Проводится в старшем дошкольном возрасте с последующей изобразительной деятельностью. |
"К нам пришел Волшебник Могутолько". Продолжать учить детей ограничивать универсальность по количеству, качеству или потере объекта и объяснять необходимость данного объекта. | Ведущим называется предмет рукотворного мира. Дети выделяют его основную функцию. Ведущий приглашает Волшебника Могутолько, который ограничивает выполнение функции во времени, в пространстве, в подсистеме. Дети объясняют необходимость данного объекта, его внешний вид, действия с ним и т.д. (например: полотенце стало уметь только в 6.30 впитывать влагу с рук и лица; как выглядит такое полотенце, какие качества воспитываются у человека при пользовании такой вещью и как приспособить непромокаемость полотенца в другое время). | Проводится только в старшем возрасте. |
"Все могу!" Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение. | Ведущий называет объект, дети определяют его окружение. Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу "хорошо - плохо". Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов (объект - ребенок, его окружение - детский сад, Волшебник Всемогу дотронулся до детского сада; что произошло с основным делом детского сада: все, кто ни зашел бы в него, будут накормлены, согреты, смогут развлечься и позаниматься любимым делом; если детский сад будет учить всех и всему - вождению машины, умению шить и т.д.). Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта. | Проводится в старшем возрасте с последующей изобразительной деятельностью. |
"Сказка наоборот". Учить называть противоположные свойства и качества предметов, преобразовывать объекты, сказочных героев по принципу "наоборот". | Педагог просит детей назвать героев. Выявить их свойства. Например: Красная Шапочка ласковая и послушная, Айболит сердобольный и понимающий, Карабас - Барабас жестокий и грубый. С помощью Волшебника Наоборот заменить свойства героев на противоположные (Красная Шапочка - грубая и непослушная, Айболит - жестокий и себялюбивый, Карабас - Барабас - ласковый и добрый). Волшебник Наоборот может быть представлен в виде злой волшебницы, волшебной Наоборотной таблетки (конфетки) и т.д. | Используется с детьми старшего дошкольного возраста с усложнениями: отрицательный герой совершает один - единственный хороший поступок и из этого выходит …). Обсуждение нового варианта сказки. |
"Я что - то делаю, а ты угадай". Учить определять и описывать словесно какой - либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого - либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс (пришивание пуговицы, рисование картинки). | Используется с детьми старшего возраста. |
"Я пригласил Волшебника обратного времени - угадай, на какое действие". Учить определять и описывать словесно какой - либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого - либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса (чаепитие, чистка зубов). | Используется с детьми старшего возраста. |
"Поможем герою сказки". Учить самостоятельно пользоваться прием обратного времени при решении проблемных ситуаций. | Воспитатель выбирает сказку и предлагает детям определить ключевой момент, до которого необходимо вернуться, чтобы помочь герою избежать неприятностей (сказка "Красная Шапочка" - разговор Красной Шапочки и Волка). Дети приглашают Волшебника обратного времени, чтобы он помог им вернуться в нужный момент сказки. Затем изменяют сказку, предлагая свои варианты помощи героям. (Красная Шапочка, увидев Волка вспомнила, что с волками разговаривать нельзя, или появляется новый герой). | Используется с детьми старшего возраста. |
"Путешествие в сказку". Учить детей в литературных произведениях находить преобразования во времени. | Воспитатель предлагает детям набор иллюстраций к сказкам. Детям дается задание: по иллюстрациям определить названия тех сказок, в которых побывали Волшебники времени (все Волшебники времени описаны у Л. Кэролла: "Приключения Алисы в стране Чудес", "Алиса в Зазеркалье", прием остановки времени у Д. Барри "Питер Пен", в произведении К. Булычева "Сказка о потерянном времени" и др.). | Используется в старшем дошкольном возрасте. |