Одномерное пространство

"Найди загаданный предмет".Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира. Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только "да" и "нет". Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму:1. Выбрать и назвать на линии средний объект.2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются.3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: "Выбрал серединку - спрячь половинку! В другой половинке - найди серединку!"Например, выставлены игрушки: пирамидка, мяч, кукла, барабан, машина, мишка, зайчик (загадана пирамидка):- Это барабан? - Нет.- Это находится справа от барабана? - Нет (убираются машина, мишка, зайчик, барабан).- Это мяч? - Нет.- Это слева от мяча? - Да.- Это пирамидка? - Да. В зависимости от возраста меняется: -количество предлагаемых предметов:5 - 7 предметов в младшем возрасте. -классификационные группы, понимаемые детьми данного возраста -подбор объектов: в младшем возрасте - воспитателем.
"Найди плоскую геометрическую фигуру определенного цвета".Закреплять умение определять "право", "лево", "середина". Учить детей правильно называть плоские геометрические фигуры и их цвета. Ведущий вкладывает в демонстрационную ленту плоскостные геометрические фигуры разного цвета. Загадывает одну из фигур и предлагает детям отгадать ее с помощью вопросов, на которые он будет отвечать только " да" и " нет".Дети отгадывают загаданную фигуру, задавая вопросы ведущему по знакомому алгоритму.Например: круг желтый, квадрат красный, треугольник зеленый, трапеция синяя, овал оранжевый, круг красный, овал синий.- Это синяя трапеция? - Нет.- Это справа от синей трапеции? - Нет (Убираются фигуры: синяя трапеция, овал оранжевый, круг красный, овал синий).- Это красный квадрат? - Нет.- Это слева от красного квадрата? - Нет.- Это зеленый треугольник. - Да. Используется демонстрационная лента с карманами (см. приложение № 1) Плоскостные геометрические фигуры и их цвета применяются в соответствии с программными требованиями: младший возраст - треугольник, круг, квадрат красного, желтого, зеленого и синего цветов..
"Найди объемную фигуру".Закреплять умение определять "право", "лево", "середина".Ввести понятие "между", "после", "перед". Учить называть объемные геометрические фигуры. Ведущий устанавливает в ряд на столе объемные геометрические фигуры и предлагает детям отгадать загаданную фигуру. Например:куб, параллелепипед, кирпич, пластина, шар, конус, призма, цилиндр, брусок.- Это шар? - Нет.- Это между кубом и шаром? - Нет. - Это призма? - Нет.- Это после призмы? - Нет.- Это конус? - Да. Объемные геометрические фигуры используются в зависимости от возраста. В младшем возрасте - куб, крыша, кирпич, пластина двух размеров..
"Угадай кусочек времени".Ввести понятия "предыдущий", "последующий". Закрепить понятие "между", "после ", "перед". Учить детей правильно называть дни недели и части суток, последовательно и в разброс. Ведущий (воспитатель или ребенок) вкладывает в демонстрационную ленту с карманами картинки со схематическим изображением дней недели или частей суток (схема в виде цифр, цвета, буквы и т.д.) Загадывает одну из карточек и предлагает детям отгадать ее.Дети отгадывают загаданную карточку, задавая вопросы ведущему по знакомому алгоритму.Например:ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС.- Это четверг? - нет.- Это перед четвергом? - да.- Это вторник? - нет- Это предыдущий вторнику день? (понедельник) - нет.- Это последующий день? - Да.- Это среда! - Да, молодец! Картинки в младшем возрасте с изображением сюжетов в разное время суток. .
"Угадай время года или загаданный месяц".Закрепить понятие "между", "за", "перед", "предыдущий", "последующий". Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы. Ведущий вкладывает (последовательно или вразброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времен года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т. д.) или со схематично обозначенными месяцами года (цифрами, буквами, картинками и др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.Например, выставлены картинки:Ранняя зима, разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золотая осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.- Это картинка с изображением золотой осени? - Нет.- Эта картинка находится между картинками, изображающими раннюю зиму и золотую осень? - Да.- Это картинка с изображением поздней осени? - Нет.- Это последующая картинка? (Середина зимы) - Нет.- Эта картинка находится перед картинкой с изображением разгара лета? - Да. - Это картинка, изображающая раннюю зиму! - Да! Используется демонстрационная лента с карманами. Картинки в младшем возрасте сРазными временами года, в разных ситуациях (5 - 7 карточек) Также используются схематические изображения.
"Угадай предмет и определи по величине".Закрепить понятие "между", "за", "перед", "предыдущий", "последующий". Учить детей обозначать объект по величине: "больше - меньше" в младшем возрасте. Ведущий выставляет на стол геометрические фигуры трех размеров и одного цвета. Играющие и ведущий располагаются по одну сторону стала. Ведущий Загадывает одну из фигур и предлагает играющим детям отгадать загаданную фигуру, задавая вопросы по усвоенному алгоритму.Например:Большой шар, средний куб, средний шар, большой конус, маленький конус, большой куб, маленький шар, маленький куб, средний конус.- Это маленький конус? - нет.- Это между большим шаром и маленьким конусом? - Да.- Это средний шар? - Нет.- Это меньше большого куба? - Нет.- Это большой шар? - Да! В младшем возрасте фигуры двух размеров по величине одного цвета (5 - 7 штук).
"Угадай предмет и определи по высоте".Продолжать учить детей осваивать линейное пространство. Совершенствовать умение сужать поле поиска. Учить детей обозначать объекты по высоте:"выше-ниже" в младшем возрасте. Ведущий выставляет на стол предметы одного цвета, различные по высоте. Загадывает одну из фигур и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.Например:Дерево высокое, домик средний, пирамида высокая, дерево чуть ниже высокого, пирамида низкая, домик низкий, дерево среднее, домик чуть выше среднего, дерево низкое, домик высокий, пирамида средняя, пирамида чуть выше низкой, дерево чуть выше низкого.- Это среднее дерево? - Нет.- Это между высоким деревом и деревом средним? - Да.- Это дерево чуть ниже высокого? - Нет.- Это слева от дерева чуть ниже высокого? - Нет.- Это пирамида низкая? - Да! Фигуры двух размеров по высоте, но одного цвета (5 - 7 объектов) в младшем возрасте.
"Угадай предмет и определи по длине".Продолжать учить детей осваивать линейное пространство. Совершенствовать умение сужать поле поиска. Учить детей обозначать объекты по длине:"короткий-длинный" в младшем возрасте. Ведущий выставляет на стол предметы одного цвета, различные по длине. Загадывает одну из фигур и предлагает играющим детям отгадать загаданную. задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.Например:Шарф длинный, скакалка короткая, бант длинный, шарф средний по длине, скакалка длинная, бант средний по длине, шарф короткий, скакалка средняя по длине, бант короткий.- Это скакалка длинная? - Нет.- Это справа от нее? - Нет.- Это между шарфом длинным и скакалкой длинной? - Да.- Это бант длинный? - Нет.- Это между бантом длинным и длинной скакалкой? - Да.- Это шарф средний по длине! Младший возраст : Фигуры двух размеров по длине одного цвета (5 - 7 штук).
"Угадай предмет и определи по ширине".Продолжать учить детей осваивать линейное пространство. Совершенствовать умение сужать поле поиска.Учить детей обозначать объекты по ширине:"широкий-узкий" в младшем возрасте. Игра проводится аналогично предыдущей. Младший возраст: Фигуры двух размеров по длине одного цвета (5 - 7 штук).

Трехмерное пространство

"Угадай, где спрятана игрушка в комнате".Учить детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве. Активизация словаря: впереди - сзади, в левой и в правой части комнаты. Ведущий предлагает детям найти игрушку, спрятанную в комнате. Ведущий и играющий расположены в одном направлении. Игра начинается с деления комнаты на части:сначала выясняется, впереди или сзади играющих находится загаданный объект;затем уточняется, он находится справа или слева;когда найдена часть, в которой спрятан загаданный объект, дальнейший поиск ведется по отношению к углам и сторонам комнаты. Например:- Это впереди нас? - Да.- Это в правой части от нас? - Да.- Это в нижней правой части комнаты от нас? - Да.- Это в ближнем нижнем углу от нас? - Да.- Ищется предмет, расположенный в этой части.Дополнительные ориентиры: верхний - нижний угол комнаты, сторона комнаты. Младший возраст: детям предлагается найти игрушку, спрятанную в комнате. Вводятся ориентиры: впереди нас, сзади нас, справа или слева. Средний возраст: задание то же. Добавляются ориентиры: середина комнаты, выше - ниже уровня глаз. Старший возраст: задание то же.
Примечание: на основе игр, в которых дети усваивают ориентиры в разных видах пространства, педагог может организовать серию заданий, связанных с познанием географических объектов ("Угадай загаданный мной географический объект на карте"), внутреннего строения человека ("Угадай загаданный мною внутренний орган человека"), букв как русского, так и иностранного алфавита ("Угадай, какую букву я загадала"), мер и величин ("Угадай, какова величина дюйма" или "Угадай, какова величина акра") и т.д.

Классификация

"Да - нет" на загаданный объект рукотворного мира. Учить детей классифицировать объекты рукотворного мира по заданным признакам. Ведущий загадывает предмет рукотворного мира. Дети его отгадывают. Для создания собственных классификаций (по функциональному назначению, по месту назначения, по материалу, по форме, по времени создания и т.д.) признак выбирает ребенок. Базовый алгоритм:- Определение принадлежности к рукотворному и природному миру.- Назначение объекта (функция или функциональная принадлежность к какой - либо классификационной группе);- Материал;- Форма, размер, цвет;- Наличие частей;- Местонахождение;- Время создания;- Звук, запах, вкус;- Вес, и другие признаки загаданного объекта.Например: ведущий загадал стол. Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить "Да":- Объект относится к рукотворному миру?- Это относится к мебели?- Это удерживает человека? - Этот объект сделан из дерева?- В нем есть прямоугольная форма?- Этот предмет ниже девочки?- Он находится в группе?- У него есть части?- У него одна часть больше остальных?- Это стол? Игра связана с заданиями раздела 1.6.Варианты усложнения:1. Объект загадывается ребенком.2. Загадывается часть объекта (колесо "Мерседеса").3. Загадывается объект в специфическом состоянии (мороженое, которое упало в лужу). Игра может быть организована как часть занятия с последующей практической деятельностью (слепить или нарисовать отгадку).
"Да - нет" на загаданный объект природного мира.Учить детей классифицировать объекты природного мира по заданным признакам. Ведущий загадывает какой - либо объект природного мира. При этом выбирает признаки для создания собственных классификаций и угадывают объект по базовому алгоритму: Игра связана с разделом 1.6.Варианты усложнения:1. Объект загадывается ребенком.2. Загадывается часть объекта.3. Загадывается объект в специфическом состоянии (грустные глаза обезьяны, сидящей на ветке лианы в Африке).Игра может быть организована как часть занятия с последующей практической деятельностью (придумать стихотворение или сказку; слепить или нарисовать отгадку). Загаданный объект Природный мир Неживая природа Живая природа -Твердая;-Жидкая;-Газообразная;-Вещество или явление;-Место нахождения и т.д. -Микробы;-Грибы (ядовитые и съедобные);-Растения (культурные и дикорастущие);-Животный мир (черви, насекомые, ракообразные, пресмыкающиеся, рыбы, земноводные, моллюски, паукообразные, птицы, звери, человек). Например: загадана ветка ели. Последовательность вопросов, на которые отвечают "Да":- Это объект природного мира?- Это живая природа?- Это относится к миру растений?- Это дикорастущее растение?- Это относится к деревьям?- Это хвойное дерево?- Загадана часть елочки?- Часть находится над землей?- Объект зеленого цвета?
"Черный ящик". Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта. Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в "черном ящике". Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по знакомым алгоритмам (см. "Да - нет" на загаданный предмет, "Да - нет" по нахождению объекта в трехмерном пространстве). Варианты усложнения:1. Объект прячет ведущий - ребенок.2. Расположение ящика по отношению к ребенку может быть разнообразным, например: ящик повернут углом к ребенку, находится над головой ребенка, и т.д.). Игра проводится после успешно выполненных заданий по ориентировке в трехмерном пространстве.
"Да - нет" на неизвестное слово. Продолжать учить выявлять признаки объекта и отсекать несущественные. Развивать познавательный интерес и желание узнать значение неизвестного слова. В основании игры лежит тот же принцип вопросов и ответов. Ведущий называет слово, заведомо неизвестное детям, и просит угадать, что это такое. Например: ведущий загадывает слово "острец" (сорняк на хлебных полях). Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить "Да":- Объект относится к природному миру?- Живая природа?- Живет больше на земле?- Это растение?- Оно растет в поле?- Оно приносит вред для деятельности человека? После того, как дети отгадали значение слова, не обязательно показывать картинки или фото данного объекта, достаточно словесного описания объекта детьми.




Hosted by uCoz