ВЫЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОБЪЕКТОВ
"Мои друзья".Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак. Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего - либо или кого - либо. Дети определяют, кто они (берут на себя роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. Игру можно сделать подвижной. Дети, взявшие на себя образ того или иного объекта, могут показывать его мимикой и жестами.
"Давай поменяемся".Упражнять детей в умении преобразовывать объект при появлении новой функции. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют, как они будут выполнять "подаренную" функцию. При выполнении задания можно использовать картинки с изображением объектов.
"Угадай и назови".Учить узнавать предметы и явления по заданным признакам. Сначала с помощью картинок, а затем без наглядности, детям предлагается задание "Назови предмет, о котором можно сказать…" (перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), "Угадай, о чем я говорю…" (описание времени года, частей суток и т.д.). Проводится во всех возрастных группах. Связано с заданиями из раздела "Обучение детей сужению поля поиска".
"Отвечай быстро" "Отвечай быстро".Закрепить умение детей классифицировать предметы по форме, цвету, качеству. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: "В игре надо отвечать быстро. Я назову какой - либо цвет и брошу кому - нибудь мяч. Кто поймает мяч, называет предмет этого цвета, находящийся в группе". Когда ребенок ответит, он сам называет любой цвет, бросает мяч кому - нибудь из играющих, тот ловит и называет предмет и т.д. Проводится во всех возрастных группах. Связано с заданиями из раздела "Обучение детей сужению поля поиска".
"Назови три предмета".Учить детей подбирать объекты одной классификационной группы. Воспитатель называет слово, обозначающее какую - либо классификационную группу (например: посуда) и бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, называет три предмета, относящиеся к данному понятию (кружка, тарелка, кастрюля). Проводится во всех возрастных группах. Связано с заданиями из раздела "Обучение детей сужению поля поиска".
"Все в мире перепуталось".Упражнять детей в умении распределять объекты по происхождению. Детям представляется "модель мира" - круг, поделенный на две части, одна из которых обозначает природный, а другая - рукотворный мир. Детям раздаются картинки, дети должны определить, в какую часть круга их нужно сложить (например: цветок - в природную часть, машину - в рукотворную). Проводится во всех возрастных группах. Усложнение - в количестве картинок, обозначающих объекты.
"Раз, два, три, ко мне беги".Учить классифицировать предметы окружающего мира. Детям раздаются картинки с изображением предметов природного или рукотворного мира. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по его команде "Раз, два, три, ко мне беги!" подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы названного вида. Проводится во всех возрастных группах.
"Кто внимательнее?".Учить классифицировать предметы окружающего мира. Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Например: "Я называю предметы посуды: тарелка, ложка, чашка, пылесос (дети хлопают в ладоши), вилка…". Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка. Проводится во всех возрастных группах.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПОДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ
"Из чего это состоит?".Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира. Ведущий называет объект, а дети должны назвать как можно больше составляющих частей. Проводится во всех возрастных группах.
"Часть чего это?".Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира. Ведущий называет какую - либо часть, общую для группы предметов. Детям предлагается перечислить эти предметы. (Например: у каких предметов есть …(ножка). Дети отвечают: "Стол, стул, цветок"). Проводится во всех возрастных группах.
"Что будет, если уберем часть?".Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую - либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. Проводится во всех возрастных группах.
"Что без чего не может быть?".Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор. Проводится во всех возрастных группах.
"Что можно сказать о предмете, если там есть…?".Учить детей, исходя из названной части, составлять описание целого. Ведущий называет какую - либо составляющую объекта. Ребенок должен дать описание объекта, имеющего характерную составляющую (например: "Что можно сказать об объекте, частью которого являются ласковые слова". Дети: "Это может быть добрый человек, книга со стихами"). Проводится во всех возрастных группах.
"Что есть у…?".Учить детей в крупных частях находить более мелкие. Педагог называет хорошо знакомый объект, дети делят его на части, затем продолжают деление до мельчайших частей. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, можно будет предложить им к рассмотрению более сложные системы (детский сад, железная дорога и т.д.). Проводится во всех возрастных группах.
ВЫЯВЛЕНИЕ НАДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ
"Где живет?".Учить детей определять разные места нахождения объектов. Ведущий называет предметы окружающего мира: это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов Проводится во всех возрастных группах.
"Веселый мяч".Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов. Ведущий называет объект и бросает мяч ребенку, предлагая ему назвать, где можно встретить этот объект. Ответивший ребенок передает мяч следующему по кругу. Воспитатель следит за тем, чтобы не было повторов. Проводится во всех возрастных группах.
"Рассели жильцов".Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов. Детям предлагаются картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира, которые следует расселить в "волшебные домики" (схематично изображенные места обитания и функционирования: вода, воздух, почва, жилище человека). В конце игры сделать вывод о том, что объекты рукотворного мира находятся всегда возле человека, так как их функция - способствовать выполнению потребностей человека. Проводится во всех возрастных группах.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТА
"Паровозик".Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы. Ведущий готовит 5 - 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий - паровозик, а дети - вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта. Проводится во всех возрастных группах.
"Раньше - позже".Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится. Ведущий называет какую - либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Проводится во всех возрастных группах.
ВЫЯВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ ОБЪЕКТОВ
"Чем может быть?".Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению и рассказывать об этом. Воспитатель называет объекты, раздает картинки с их изображением или предметы и просит назвать, как их можно использовать. Принимаются все обоснованные ответы (палочка, трубочка, пуговица, колечко). Проводится во всех возрастных группах.
СРАВНЕНИЕ СИСТЕМ
"Теремок".Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами. Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства - это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям "войти в теремок", назвав, чем на него похожи. Проводится во всех возрастных группах.
"Чем мы похожи, чем отличаемся?".Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании. Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, явно относящиеся к одной категории (корова, лошадь). Он перечисляет сходные и различные признаки.Ребенку даются две карточки, на которых изображены объекты, у которых общее найти трудно. Задание то же.Ребенку предлагаются две карточки, на которых изображены объекты, где различие выражено гораздо больше, чем сходство (всадник - лошадь). Ребенку необходимо сравнить и различить объекты в условиях конфликта. Проводится во всех возрастных группах.
"Чего больше (меньше)?".Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании. Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор. Проводится во всех возрастных группах.
"Угощение для гостей".Развивать образное видение мира, умение видеть в абстрактном конкретный образ, находить ему соответствующее дополнение. Воспитатель показывает детям кусочки разного меха и спрашивает: "Кто пришел к нам в гости", дети должны аргументировать ответ. Можно предложить потрогать и угадать, кто (или что) это, выбрать им угощение (предлагаются карточки с картинками или схематичным изображением корма для животных и продуктов питания). Дети в предложенных картинках могут увидеть совсем другие образы. Любое предложение с обоснованием поощряется. Проводится во всех возрастных группах.




Hosted by uCoz