"Маятник".Учить выделять противоречивые свойства объекта. Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста.
"Перевертыш".Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо - плохо. Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в "хорошо", третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается. Проводится со среднего возраста. В старшем возрасте ведущим может быть ребенок.
"Кто (что) это может быть?".Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. Воспитатель спрашивает: "Что может быть одновременно мокрым и сухим?". Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста.
"Помирим гномов".Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно (разделение в пространстве, дробление, во времени, и т.д.). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
"Где прячется противоположность?".Продолжать учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность. Ведущий называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства (дерево: листики тонкие, ветки толстые; кора шершавая, листья гладкие). Проводится со среднего возраста.
"Один - хорошо, много - плохо".Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто - то кошку, кто - то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Больше хорошего, потому - то они и живут дома. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого.Устанавливается зависимость количества - качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один - плохо, а много - хорошо (одна кошка на весь мир - это плохо)".
"Помоги найти друзей".Учить оценивать изменение функции объекта при объединении с другим объектом. Дети выбирают предметы и объединяют их по своему усмотрению. Затем они объясняют, насколько изменились и изменились ли вообще функции предметов, и обсуждают полезность и вредность такого объединения. Проводится со среднего возраста.
"Робинзон Крузо".Учить детей выделять ресурсы объекта. Используя полученные ресурсы, решать проблемные ситуации. Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации (построить дом на необитаемом острове и т.д.), используя ресурсы выбранного объекта (осталось много карандашей). Проводится со среднего возраста.
"Аукцион".Учить выделять дополнительные ресурсы объекта. На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения. Проводится со среднего возраста.
"Помоги найти друзей".Учить оценивать изменение функции объекта при объединении с другим объектом. Дети выбирают предметы и объединяют их по своему усмотрению. Затем они объясняют, насколько изменились и изменились ли вообще функции предметов, и обсуждают полезность и вредность такого объединения. Проводится со среднего возраста.
"Кто (что) делает наоборот?".Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот - распыляет, раскидывает - фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста.
"Найди выход".Учить детей выбирать способ решения противоречий. Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы (сказки разных народов, рассказы о природе и т.д.). Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста.
"Учимся у сказки".Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста.
"Поиграем?".Учить видеть и разрешать противоречивые ситуации, возникающие в повседневной жизни, используя прием замещения. В повседневной жизни воспитатель предлагает выполнить задание, не имея инструмента или материала, используя предметы - заместители. Например, построить что - либо по заданной схеме, но из набора убрать деталь, которую можно заменить другой; рассказать о чем - либо без слов, при помощи движений, мимики. Проводится со среднего возраста.




Hosted by uCoz