"Маятник".Учить выделять противоречивые свойства объекта.
|
Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно.
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Перевертыш".Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо - плохо.
|
Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как плохое. Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в "хорошо", третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.
|
Проводится со среднего возраста. В старшем возрасте ведущим может быть ребенок.
|
"Кто (что) это может быть?".Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.
|
Воспитатель спрашивает: "Что может быть одновременно мокрым и сухим?". Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые).
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Помирим гномов".Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий.
|
Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно (разделение в пространстве, дробление, во времени, и т.д.).
|
Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
|
"Где прячется противоположность?".Продолжать учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность.
|
Ведущий называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства (дерево: листики тонкие, ветки толстые; кора шершавая, листья гладкие).
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Один - хорошо, много - плохо".Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.
|
Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто - то кошку, кто - то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Больше хорошего, потому - то они и живут дома. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого.Устанавливается зависимость количества - качества объекта от площади, на которой этот объект находится.
|
Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один - плохо, а много - хорошо (одна кошка на весь мир - это плохо)".
|
"Помоги найти друзей".Учить оценивать изменение функции объекта при объединении с другим объектом.
|
Дети выбирают предметы и объединяют их по своему усмотрению. Затем они объясняют, насколько изменились и изменились ли вообще функции предметов, и обсуждают полезность и вредность такого объединения.
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Робинзон Крузо".Учить детей выделять ресурсы объекта. Используя полученные ресурсы, решать проблемные ситуации.
|
Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации (построить дом на необитаемом острове и т.д.), используя ресурсы выбранного объекта (осталось много карандашей).
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Аукцион".Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.
|
На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения.
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Помоги найти друзей".Учить оценивать изменение функции объекта при объединении с другим объектом.
|
Дети выбирают предметы и объединяют их по своему усмотрению. Затем они объясняют, насколько изменились и изменились ли вообще функции предметов, и обсуждают полезность и вредность такого объединения.
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Кто (что) делает наоборот?".Учить подбирать объекты, противоположные по назначению.
|
Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот - распыляет, раскидывает - фонтан или распылитель).
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Найди выход".Учить детей выбирать способ решения противоречий.
|
Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы (сказки разных народов, рассказы о природе и т.д.). Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор.
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Учимся у сказки".Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами.
|
Ведущий читает или рассказывает часть сказки или рассказа, содержащую проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе.
|
Проводится со среднего возраста.
|
"Поиграем?".Учить видеть и разрешать противоречивые ситуации, возникающие в повседневной жизни, используя прием замещения.
|
В повседневной жизни воспитатель предлагает выполнить задание, не имея инструмента или материала, используя предметы - заместители. Например, построить что - либо по заданной схеме, но из набора убрать деталь, которую можно заменить другой; рассказать о чем - либо без слов, при помощи движений, мимики.
|
Проводится со среднего возраста.
|