"Был такой - стал другой".Учить детей замечать и объяснять динамику изменения свойств героев в зависимости от производимых им действий. Предлагается рассмотреть героя какой - либо сказки и определить его действие. Назвать, каким был герой в начале произведения, и каким стал. Например, Гадкий утенок был беззащитным, слабым, стеснительным; стал смелым и решительным. Воспитателю следует сделать подбор героев, которые изменяются в течение сказки.
"Сказка переехала".Учить определять место и время происходящего,подбирать необычные места и время действий для знакомых героев. Воспитатель предлагает вспомнить знакомые сказки и назвать место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично.Например:Жили старик со старухой у синего моря… в наши дни. Что будет просить старуха?Колобок живет на 10 этаже с лифтом… Место переселения может быть знакомым детям, а может быть необычным (на кончике кисти). Можно использовать оператор РВС (размер - время - стоимость) - растянуть время до бесконечности, или сжать его до минимума.
"Поменяй местами".Продолжать учить детей составлять новый текст сказки в зависимости от смены места. Воспитатель предлагает назвать несколько сказок, определить время и место происходящего в сказках, переселить героев из одной сказки в другую (поменять местами). Дети должны описать, как изменится сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично.Например: "Колобок" и "Зимовье зверей". Использовать сказки с действиями в разные времена года.
"Заколдованное место".Научить детей подбирать нетипичные свойства к выбранному объекту, представлять и объяснять их, составляя новый текст сказки. Воспитатель предлагает выбрать сказку, определить место и время происходящего, выбрать какой - либо момент, ситуацию. Детям дается задание: придумать необычное свойство для данного места, которое помогло бы герою сказки. Для этого дети называют два предмета и перечисляют их свойства, которые потом переносят на место действия в сказке. Дети рассказывают текст сказки, полученный на основе измененного места.Например:Красная Шапочка идет по лесной тропинке и встречается с волком. Лес, взяв свойства лампочки, стал светящимся, ослепил волка и спас Красную Шапочку. Изменения места действия производятся на основе метода фокальных объектов (МФО). Выбранное свойство приобретает глобальный характер, возникает место абсолютно нереальное (мыльный лес; город, где все наоборот)
"Закончи сказку".Учить придумывать различные варианты окончания сказок. Воспитатель рассказывает детям начало какой - либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока на появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Детям предлагается продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его Возможно использование с младшего возраста. Усложнение: введение нового героя.
"Придумай новую сказку".Учить придумывать различные варианты окончания сказок, использовать непривычный объект в знакомой сказке. Воспитатель предлагает детям несколько картинок с изображением героев сказки (игрушки по сказке, настольный театр). Дети определяют, из какой сказки герои и начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). По ходу сюжета "вдруг" появляется новый герой, который не имеет никакого отношения к этой сказке. Дети придумывают продолжение сказки с новым героем. Незнакомый и не участвующий в данной сказке объект вводится сразу вместе с набором карточек.
"Сочиним сказку с помощью книги".Научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра. Предложить небольшой группе детей сочинить сказку (историю) с помощью какой - либо книги. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который "находит" какой - либо ребенок в результате указанного им слова на открытой странице текста. Ответы, найденные в книге, постепенно собираются детьми в единую сюжетную линию. Дети придумывают названия, производят оценку и выбирают наилучшее, и рассказывают составленную сказку. Примерная цепочка вопросов при составлении сказки с детьми младшего возраста:1. Жил - был… кто?2. С кем он дружил…?3. Пришел злой… кто?4. Кто помог друзьям спастись?Примерная цепочка вопросов при составлении сказки детьми старшего возраста:1. Жил - был… кто?2. Какой он был (какое добро умел делать)?3. Пошел гулять (путешествовать, смотреть)… куда?4. Встретил злого… кого?5. Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать)?6. Был у нашего героя друг… кто?7. Какой он был? Как мог помочь главному герою?8. Что стало со злым героем?9. Что наши друзья стали делать? Лучше взять сборник сказок с малым количеством картинок для детей более старшего возраста, чем тот, с которыми проводится игра.Младший возраст - полуактивный этап, средний возраст - активный этап, старший возраст - ведущие - сами дети. По окончании составления сказки организуется продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация.
"Чудесная дорожка поможет нам составить сказку".Учить детей самостоятельно подбирать сквозного героя, обозначать цель его путешествия, подбирать места происходящего и других героев, с которыми он взаимодействует. Побуждать выводить жизненное правило на основе созданного текста. Педагог предлагает составить сказку с помощью "чудесной дорожки", на которую помещается выбранный герой с определенной характеристикой и целью путешествия. Подбираются места, в которые отправится основной герой. В процессе попадания героя в определенное место с ним происходят различные события. Если герой был изначально положительным, то его свойства являются помощниками в решении проблемных ситуаций, происходящих с другими героями. Если же герой был наделен отрицательными свойствами, он либо перевоспитывается, либо сам себя наказывает, либо прогоняется жителями тех мест, в которые попадает.Составление сказки завершается придумыванием названия и выведением морали.Текст сказки может быть записан схемами. К нему делаются иллюстрации или разыгрываются сценки. Текст сказки строится на основе морфологической таблицы. В младшем возраста в качестве сквозного героя могут быть сами дети либо известные звери. Средний возраст - в путешествие отправляются свойства или черты характера (Капризка и Дразнилка). В старшем возрасте сквозными героями могут быть чувства человека (Любовь и Зависть).




Hosted by uCoz